Реорганизация юридического лица – это особое мероприятие в жизненном цикле организации. Оно по своей значимости и масштабу наступающих после него последствий сравнимо с учреждением (основанием и началом работы) компании и ее ликвидацией (прекращением работы и закрытием).
Российское законодательство рассматривает различные формы реорганизации. Их, конечно, можно и нужно изучать отдельно. Но для лучшего понимания надо сперва понять, что их объединяет. Сделать это можно, взглянув на общие для них всех результаты.
Так, реорганизация — это процесс, приводящий к одному из трех исходов:
- одно или несколько действующих юридических лиц перестают свое существование, а вместо них появляется одно или несколько новых юридических лиц;
- действующее юридическое лицо прекращает существование, так как становится другого уже ведущего деятельность юридического лица;
- юридическое лицо продолжает существование, но при этом появляется новое юридическое лицо.
Для полного понимания реорганизации надо учитывать так называемый «принцип правопреемства», опирающийся на статью 58 Гражданского кодекса РФ. Согласно ему, при реорганизации, в отличие от ликвидации, права и обязанности компании не исчезают. Вместо этого они обычно переходят к другому юридическому лицу, что призвано защитить законные интересы деловых партнеров, контрагентов, государственных структур, клиентов и т.д. Ввиду этого реорганизация, независимо от формы, не позволяет избежать взятых обязательств и ответственности, оставаясь добросовестным способом изменить свой подход к бизнесу.
Всего существует пять форм реорганизации: слияние, присоединение, разделение, выделение и преобразование. Каждую из них нужно рассмотреть отдельно, выделив их плюсы и минусы.
Слияние
Слияние производится между двумя и более юридическими лицами и приводит к появлению новой компании. Для его инициации необходимо соответствующее решение общего собрания участников от каждой изначальной компании. На этом собрании не только принимается решение о непосредственном слиянии, но также утверждается текст договора, утверждается новый устав для общества.
Уполномоченные представители обоих обществ заключают договор о слиянии. Сам текст договора, помимо порядка и условий этой реорганизации, предусматривает порядок обмена долей в существующих организациях на доли в новом уставном капитале. Доли других компаний, участвующих в слиянии, погашаются. Также договор устанавливает сроки и порядок слияния.
На общем собрании реорганизуемых компаний избирают новые исполнительные органы. Именно исполнительный орган отвечает за все мероприятия по государственной регистрации нового юридического лица.
По завершению реорганизации путем слияния изначальные его участники прекращают свою деятельность и остается одно юридическое лицо.
Присоединение
Присоединение схоже со слиянием тем, что в нем участвует две и более компании, руководящие органы которых должны принять соответствующие решения и совместно сформулировать договор о присоединении. Но в отличие от слияния, в этом случае одна организация продолжает свое существование, а все присоединяющиеся к ней – прекращают.
Оставшаяся компания получает не только права и имущество других организаций, по сути, поглощенных ей. Она также получает все их обязательства и области ответственности.
Ключевая особенность такой формы реорганизации заключается в погашениях долей в уставных капиталах юрлица, к которому присоединяются, и юрлица, которое присоединяется. В деталях оно регламентировано пунктом 3.1 статьи 53 Закона об ООО.
Разделение
Разделение производится только по отношению к одной компании. А его результатом становится появление двух и более новых юридических лиц. Соответственно, чтобы принять решение о нем, нужно собрание участников только одной компании. Они, помимо непосредственной инициации разделения, также должны разобраться в порядке и условиях разделения компании, создать и зарегистрировать новые юридические лица и утвердить передаточный акт.
Далее каждое из новых созданных обществ должно самостоятельно, посредством собственного собрания участников, утвердить свои уставы и избрать исполнительные органы.
Выделение
При выделении, как и разделении, изначально имеется лишь одно юридическое лицо, а в результате получается два или больше. Но главным отличием является то, что изначальная компания продолжает свою работу и существование.
Для проведения такой формы реорганизации общее собрание участников принимает все те же решения и проводит те же мероприятия – о порядке и условиях, о создании новых обществ, о передаточном акте и т.д. – но также занимается внесением изменений в собственный устав, чтобы отразить изменения, связанные с выделением компании. Новые созданные юридические лица затем проводят собственные собрания участников, выбирая исполнительные органы, утверждая устав и так далее.
Преобразование
Преобразование заключается в том, что из одного юридического лица посредством реорганизации получается новое, а его организационно-правовая форма меняется. Одно лицо прекращает существование, а другое занимает его место.
Действующие законы ограничивают условия, в которых компания может преобразовываться. А именно, они указывают только три вида организаций, которыми она может стать в результате этого процесса: другой вид хозяйственного общества, хозяйственное товарищество и производственный кооператив.
Как и остальные подобные мероприятия, преобразования требует решения, принятого общим собранием участников. Они решают, как доли в одном капитале могут быть обменены на акции сообщества, а также составляют новый устав для будущего новосозданного экономического субъекта. Далее уже собрание в нем самом избирают правление и органы, а также регистрируют через исполнительные органы создание новой компании.
Преимущества и недостатки
Главное, что следует понять о каждой из пяти форм реорганизации – они являются всего лишь инструментами и абсолютно равноценны, хотя и дают различающиеся результаты. А потому выбор их должен рассматриваться не как выбор из, например, равнозначных маркетинговых решений, которые могут быть более или менее эффективны. Вместо этого, надо выбирать подход к реорганизации исходя из текущей ситуации и стоящей перед действующей компанией цели.
Правовые основы реорганизации
Для любой формы реорганизации имеется общая правовая основа. Есть конкретный список законов, регламентирующих ее проведение. Ключевым, разумеется, являются различные статьи Гражданского Кодекса Российской Федерации и, в частности, статья 57, устанавливающая и описывающая ранее описанные виды реорганизационных процессов.
Разумеется, одной статьи недостаточно. Ведь в результате различных форм реорганизации возникают последствия и эффекты, которые следует регламентировать в рамках прочих законов. Например:
- правовую преемственность в результате реорганизации юридического лица рассматривается статья 58 ГК РФ;
- суть и оформление передаточного акта рассмотрены статьей 59 ГК РФ;
- обеспечение прав кредиторов и защита их законных интересов, в том числе в процессе реорганизации.
Также имеется несколько базовых законов, служащих обоснованием не только для самой реорганизации, но и для процесса работы участвующих в ней сторон (компаний) вообще:
- ФЗ №208 от 26 декабря 1995 "Об акционерных обществах";
- ФЗ №14 от 8 февраля 1998 "Об обществах с ограниченной ответственностью";
- ФЗ №161 от 14 ноября 2002 "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" от 14.11.2002 N 161-ФЗ.
Разумеется, рассматривать их тексты следует только в наиболее поздних и потому самых актуальных редакциях.
Особой категорией случаев реорганизации юридического лица являются государственные предприятия. В таком случае, осуществление реорганизационного процесса ложится в зону ответственности не избираемого сотрудниками компании исполнительного органа или внутреннего собрания, а в зону ответственности государства, в частности, федеральных органов исполнительной власти при Правительстве Российской Федерации. Учитывая особое положение государственных организаций, после трансформации организационно-правовой структуры она должна скоординировать свою последующую работу с Минэкономразвития РФ, Минздравсоцразвития РФ и Минфином РФ. Подобная программа поведения предписана им Постановлением Правительства РФ №71 «О создании, реорганизации, ликвидации федеральных государственных учреждений и отражении указанных процедур и их результатов при исполнении федерального бюджета и в бухгалтерском учете и отчетности учреждений».
Некоторые другие аспекты реорганизации, касающиеся государственной регистрации, а именно перечни необходимых для нее документов, включены в статью 8 ФЗ №129.
Выбор формы реорганизации юридического лица
Учитывая тот факт, что у каждой формы реорганизации есть свои цели и конкретные результаты, а также то, что у них, по сути, нет плюсов и минусов, выбор нужной формы должен зависеть от актуальных нужд компании. Юридическое лицо само выбирает, какая форма подойдет ему прямо сейчас для достижения стоящих перед ним целей или для обеспечения нужд бизнеса.
Отдельно нужно упомянуть факт, что согласно пункту 1 статьи 57 ГК РФ эти формы можно сочетать между собой. Например, можно единым решением о реорганизации одновременно сделать преобразование из АО ИЛИ ПАО в ООО, и параллельно вести присоединение к нему сторонних юридических лиц.
Есть и исключения из правил. Некоторыми законы предписаны ограничения на реорганизацию для определенных видов компании. Соответственно, перед решением о проведении такого мероприятия необходимо сделать проверку на наличие подобных исключений из правила конкретно для вашего случая. И если они будут выявлены, то без соблюдения этих ограничений проводить реорганизацию запрещено. Возможны ограничения могут включать запрет отдельных ее форм, выдвижение требований к получаемым результатам, и так далее.
Вот несколько примеров действующих ограничений на реорганизацию юридических лиц и их источники:
- Статья 9 ФЗ «Об инвестиционных фондах» дает много препятствий для реорганизации акционерных инвестиционных фондов. Преобразование запрещено полностью, слияние, разделение и выделение разрешены лишь при условии, что результатом будет появление одного и более новых акционерных инвестиционных фондов. А присоединение может быть только между двумя фондами;
- Статья 33 ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» запрещает преобразование негосударственных пенсионных фондов;
- Статья 13.1 ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» запрещает преобразование религиозных организаций;
- Статья 8 ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» запрещает преобразование в унитарную форму любых компаний, кроме также унитарных.
- Статья 23 ФЗ «О банках и банковской деятельности» разрешает реорганизацию лишь в том случае, если она не приводит к немедленному банкротству;
- Статья 27 ФЗ «О защите конкуренции» указывает, что при слиянии, присоединении или преобразовании может потребоваться предварительная выдача согласия от уполномоченных государственных органов.